История храма

 

 

ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ПОСЕЛКЕ УДЕЛЬНАЯ

Троицкий храм поселка Удельная расположен в одном из живописнейших уголков Подмосковья со своей богатой историей. Возникнув на рубеже XIXXX веков, поселок получил свое наименование от Удельного ведомства, которое ведало сдачей в аренду земли под дачные участки.  В 1797 году Император Павел I издал «Учреждение об Императорской фамилии», положениями которого устанавливались источники, размеры и средства обеспечения содержания членов Императорского дома. В соответствии с этим «Учреждением…» были выделены недвижимые имущества, которые получили название удельных.

   

В состав удельных земель на рубеже XIXXX веков входили  части территорий современных поселков Удельная и Быково, расположенных в Раменском районе Московской области. После открытия  в 1862 году движения  по Московско-Рязанской (с 1891 года - Московско-Казанской) железной дороге прилегающие земли стали сдаваться в арендное содержание всем желающим. В 1893 году появилась пассажирская платформа «Удельная» и переезд.

Так возник поселок Удельное, со временем сменивший название на «Удельная».

В период с 1892 по 1896 годы поселок начал интенсивно застраиваться, и к концу ХIХ столетия это был уже сформировавшийся дачный поселок, в котором проживало более двухсот арендаторов с членами семей, прислугой, садовниками. Земли Удельного ведомства арендовали люди, принадлежавшие к разным сословиям: дворяне, купцы, крестьяне, мещане, представители творческой интеллигенции. Дач было большое количество. У некоторых арендаторов их насчитывалось до десяти и более.

Дачи строились по проектам известных архитекторов: К.А. Тона, Ф.О. Шехтеля, И.В. Жолтовского; они были настоящими произведениями искусства.

Поселок Удельная стал излюбленным местом отдыха творческой интеллигенции. Из Москвы сюда приезжали известные деятели культуры: Федор Шаляпин, Надежда Обухова, Ольга Книппер-Чехова, Лидия Коренева, Михаил Булгаков, сестры Анастасия и Марина Цветаевы и многие другие.

В удельнинском обществе долгие годы центральной фигурой была Лидия Александровна Тамбурер. Она устраивала литературные и музыкальные вечера, пикники, на которых присутствовали  известные люди того времени. В ее личности мы видим интересное сочетание: зубной врач и потомственная дворянка, жена купца и начитанная, эрудированная женщина, любящая театр, поэзию. Не называя ее по имени, Марина Цветаева упоминает о ней в эссе о М.Волошине и в воспоминаниях об отце, а также пишет в память о ней несколько стихотворений.

 

У станции располагался театр, в который приезжали на гастроли артисты Московского художественного театра. На даче у Л.А. Тамбурер бывал известный театральный режиссер В.И. Немирович-Данченко, артист Михаил Чехов, оперный певец Леонид Витальевич Собинов. Общаясь с удельнинскими жителями, прогуливаясь по улицам поселка, Леонид Витальевич сравнивал Удельную с немецкими курортами.

    
«Ароматный рай», «Маленький Париж» - так называли Удельную начала ХХ века.

В связи с тем, что к 1895 году число жителей поселка превысило  тысячу человек, а ближайшая церковь располагалась в трех верстах от Удельной - в селе Быково, среди дачевладельцев возникла мысль о построении храма.  

Об основании Троицкой церкви в поселке Удельная гласит надпись на закладной табличке, находящейся за жертвенником в алтаре Троицкого придела: «Во славу Св. Живоначальныя и Единосущныя Троицы устроен сей храм в царствование благочестивейшаго Государя Императора Николая II и по благословению Высокопреосвященнейшаго Митрополита Московскаго Сергия* усердием местных дачевладельцев в лето от Рождества Христова 1897 г.».

Среди выборных по построению храма в архивных документах значатся имена Константина Николаевича Корчагина, Николая Федоровича Голованова, Федора Константиновича Клепикова, Николая Васильевича Паншина, Ивана Федоровича Герасимова.

Церковь была построена в 1897 году по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца всего за 4 месяца и вначале представляла собой лишь существующий ныне центральный крестообразный объем с шатровым завершением (без Никольского и Серафимовского приделов и колокольни).


Об освящении храма была напечатана статья в журнале «Московские церковные ведомости» (№ 25 за 1897 год): «Освящение храма. В воскресенье, 15 июня, при станции Удельная Московско-Казанской железной дороги было совершено освящение вновь сооруженного храма в честь Св. Живоначальной Троицы. Вновь построенный храм очень красивой архитектуры деревянный, на каменном фундаменте и имеет крестообразную форму. Длина и ширина его восемь сажен. Его верх увенчан пятью главами, увенчанными куполами с вызолоченными крестами. Иконостас сделан о трех ярусах, дубовый, в византийском стиле. Святые иконы писаны по вызолоченному фону. Возле левого клироса замечательна, по своей древности, икона св. Николая Чудотворца, писаная на камне; она найдена в Вятке и пожертвована сюда одним из дачников. В алтаре за престолом помещен художественно написанный на стекле образ Воскресения Христова и над жертвенником древняя икона Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованная одним благотворителем. Ко дню освящения жертвователями были принесены в дар Храму пять серебряных вызолоченных лампад, вся церковная серебряная утварь, художественно вышитые шелками облачения на престол и жертвенник и три священнических и диаконских облачений из парчи и бархата. Освящение и литургия, а накануне - всенощное бдение совершал местный благочинный о. Толгский с священниками из храма села Быкова: о. Благовещенским и о. Воскресенским, при пении хора г. Молодцова. При окончании литургии о. Толгский произнес проповедь на текст: “Процвела есть пустыня, яко крин Господи, пришествием Твоим”. Масса богомольцев присутствовала в Храме во время Богослужения. Благодаря устройству   церкви,  жители  этой  дачной  местности  будут  иметь  возможность   присутствовать   за   богослужением   в    воскресные и праздничные дни, тогда как прежде им приходилось отправляться для этого слишком за три версты в храм при селе Быкове, что было весьма неудобно, в  особенности в ненастную погоду».


Вследствие увеличившегося количества прихожан, церковь решено было расширить устройством придела. В 1902-03 гг. к Троицкому храму был пристроен придел в честь Святителя Николая Чудотворца с колокольней.

О постройках, существовавших до 1910 года, известно из страховой ведомости: «Страховая  оценка строений, принадлежащих Троицкой церкви, что при платформе Удельной Моск.-Казанск. Железной дороги 1-го благочиннического округа, Бронницкого уезда Московской епархии».  В ней сказано: «Троицкая церковь - деревянная на кирпичном цоколе, снаружи покрашена масляной краской, внутри обита лакированными планками и в некоторой части - плотной материей голубого цвета; покрыта железом, окрашенным белою масляной краской, и по ней местами покрыта серебристым порошком. Длина церкви 10 саж. 2 арш., наибольшая ширина, считая и колокольню, пристроенную с севера, 10 саж. 3 вершка,  высота до верха карниза 3 сажени; на церкви имеется 5 больших глав и одна малая главка над папертью... Иконостас в Троицкой церкви - длиною 3 саж. 1 арш. 11 верш., высотою 2 саж. 2 арш. 13 верш. (оценен в 4500 р.) и иконостас в приделе Николаевском - длиною 5 саж. 1.5 арш., высотою 1 саж. 2 арш. 9 верш.(оценен в 4250 р.). Церковь отапливается 3-мя изразцовыми печами. Колокольня в 1 ярус, общею высотою до верха карниза 3 саж. 2 арш... Церковь построена в 1897 году и расширена пристройкой придела и колокольни в 1902-03-м гг. Первый церковно-причтовый дом - одноэтажный, деревянный, на кирпичном цоколе... построен в 1897 году…».

В страховой ведомости указано, что к Троицкой церкви была приписана Петропавловская церковь при платформе «Ильинская», построенная в 1915 году по проекту архитектора Семена Баркова. Причем,  сказано: «Составление проекта, сметы и наблюдение - пожертвование г-на архитектора на святое дело».

Сохранились сведения о том, что существующий поныне деревянный дом причта (в наши дни в нем расположилась приходская библиотека) был построен частично на средства (1500 рублей) заштатного священника Константина Хавского. Условием пожертвования было молитвенное поминовение о упокоении души усопшего иерея Константина.

О благотворительных вкладах свидетельствует и другой сохранившийся в архиве храма документ, датированный 1912 годом. В Прошении Его Преосвященству Преосвященнейшему Василию, Епископу Можайскому, Викарию Московскому, о разрешении на перестройку пришедшего в ветхость сарая, оцененного в 200 рублей, говорится: «За отсутствием в церкви свободных денежных сумм, местный церковный староста Статский Советник Сергей Александрович Петровский изъявляет согласие заново перестроить его на свои личные средства, в святую жертву храму».

В 1917 году при Троицком храме впервые был создан Церковно-приходской Совет. В книге Приходского Совета говорится, как в праздник Преображения Господня, по окончании Литургии, настоятель Троицкой церкви протоиерей Сергий Константинович Хавский огласил положение о православном приходе, после чего состоялись выборы Церковно-приходского Совета. Председателем Приходского Совета был избран настоятель храма протоиерей Сергий Хавский. Казначеем – церковный староста Павел Николаевич Васильев.

Среди членов Приходского Совета в 1917-1922 гг. значатся имена диаконов Алексия Ивановича Скворцова, Василия Викторовича Померанцева, Николая Никифоровича Жукова – клириков храма,  а также наиболее активных прихожан - Никифора Яковлевича Дубинина, Трофима Вуколовича Митюшина, Александра Георгиевича Чиликина, Иоанна Ивановича Иванова. Как жертвовательница, «сделавшая значительную сумму пожертвований в пользу церкви и причта», отмечена московская благотворительница, меценатка Екатерина Павловна Гарелина-Чудакова, которая имела дачу в Удельной.

В 1922 году на место почившего настоятеля протоиерея Сергия Хавского был избран клирик храма священник Сергий Алексеевич Львов.

Записи в книге Приходского Совета свидетельствуют о заботах, которые решались сообща членами избранного Совета в то время: заготовка дров, ремонт храма, тяжелое материальное положение причта вследствие «страшной дороговизны продовольствия», охрана церкви ввиду участившихся краж.

В связи с принятием в 1918 году декрета об отделении Церкви от государства, дальнейшая деятельность Приходского Совета оказалась под вопросом. На проведение каждого Приходского Собрания Приходской Совет был вынужден получать официальное разрешение от местного Совета крестьянских депутатов. В 1918-22 годах на плечи Приходского Совета легло решение таких трудных вопросов, как помощь голодающим, изъятие церковных ценностей, угроза закрытия храма.

8 апреля 1920 года, поздно вечером, из Хозяйственного отдела Быковского Волостного Совета Крестьянских Депутатов поступило предписание следующего содержания: «Исполком Быковского Волостного Совета предписывает Вам (Церковному Совету) с получением сего в 3-хдневный срок доставить сведения по форме, указанной на обороте». Необходимо было ответить на вопросы: каково количество прихожан, приписанных к храму, какова его фактическая посещаемость, имеется ли настоятельная необходимость использовать часть храма на общеполезные цели и, наконец, «каково в общем отношение населения к возможности утилизации церкви под общеполезные нужды»!

12 апреля настоятелем прихода протоиереем Сергием Хавским было созвано экстренное Приходское Собрание, которое единодушно одобрило направленный в Исполком ответ: «Число прихожан, приписанных к храму, 1850; посещаемость храма постоянная, иногда храм тесен для молящихся; отношение к возможной «утилизации церкви» отрицательное». Аналогичное собрание было проведено в тот же день и в Петро-Павловском храме при платформе «Ильинская», приписанном к Троицкому храму в Удельной. Четырнадцать страниц с подписями, собранными в защиту храма, свидетельствуют о духовном и гражданском подвиге священнослужителей и прихожан, сумевших спасти удельнинский храм от уничтожения в те далекие, страшные годы.

С начала 20-х годов до 1938 года в Троицком храме поселка Удельная служили священник Алексий Никитский и диакон Симеон Кулямин. В 1929 году у отца Алексия как лишенного избирательных прав отняли дом. Притеснения служителей Церкви со стороны советской власти в это время выражались, среди прочего, и в непосильном налоге как на них самих, так и на общины, которые должны были платить налог за использование здания церкви. Сумма налогообложений была такой высокой, что выплатить ее стоило большого труда и самопожертвования. И священноначалие, и рядовые пастыри писали заявления с протестом против фактического ограбления верующих. Делали такие заявления и служители Троицкой церкви в поселке Удельная. Одно из таких заявлений они сделали в 1937 году после того, как районный финансовый отдел в несколько раз по сравнению с предыдущим годом увеличил налог с дохода причта. Сотрудники НКВД провели негласное следствие в отношении священнослужителей Троицкого храма, результатом которого стал арест священника Алексия и диакона Симеона, последовавший 26 января 1938 года.

Из протокола допроса священномученика Симеона:

– Дайте подробные показания, в чем выражалась взаимная связь церковников поселка Удельная?

– Совместная служба в удельнинской церкви сблизила меня со священниками Сергеем Алексеевичем Львовым, Алексием Михайловичем Никитским, Ленинградским митрополитом Серафимом (Чичаговым), а также с активными церковницами... Взаимная связь выражалась в том, что мы, как наиболее религиозно-убежденные верующие люди, прилагали все усилия к тому, чтобы сохранить удельнинскую церковь, не допустить ее закрытия и распространять среди населения религиозные убеждения – не допустить отмирания христианского вероисповедания…

Все время непродолжительного следствия арестованные священнослужители провели в Таганской тюрьме в Москве. 16 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила их к расстрелу. Священник Алексий Никитский и диакон Симеон Кулямин были расстреляны 28 февраля 1938 года и погребены в общей безвестной могиле.

 

13 марта 2002 г. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви имена священномучеников Алексия (Никитского) и Симеона (Кулямина) были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

Память священномучеников Алексия и Симеона совершается в день их мученической кончины 15 (28) февраля, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Находящаяся в храме икона новомучеников Удельнинских была написана и передана в дар храму иконописцем П. Гавриченковым.

В 1934 году, незадолго перед своей мученической кончиной, в Удельной поселился вышедший к тому времени на покой митрополит Серафим (Чичагов, священномученик, память 28 ноября (11 декабря н. ст.)). В одном из дачных домов владыка снимал две небольшие комнаты. Несмотря на то, что митрополит Серафим был удален от церковного управления, он не оставался в стороне от церковной жизни: в Удельной его посещали родственники и духовные чада, священнослужители Троицкого храма. Бывали у владыки Серафима и церковные иерархи – митрополиты Алексий (Симанский, будущий Патриарх) и Арсений (Стадницкий), приезжавшие в Москву на заседания Синода. В ноябре 1937 года митрополит Серафим был арестован. Прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и на машине «скорой помощи» доставлен в Таганскую тюрьму. 11 декабря митрополит Серафим был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

  

На фото слева - владыка Серафим с родственниками на даче в Удельной. Справа - фото, сделанное перед расстрелом (Таганская тюрьма, 1937).

10 декабря 1937 года были арестованы келейницы владыки Серафима – монахини Вера (Втюрина) и Севастиана (Агеева-Зуева), проживавшие в Удельной с владыкой Серафимом. Удивительна их судьба: ордер на арест был выдан только на монахиню Веру, но мать Севастиана добровольно последовала за своей духовной сестрой. В лагере в 1938 году она умерла, а мать Вера, отбыв в заключении пять лет, вышла на свободу и скончалась в 1961 году. В 2005 году монахиня Севастиана была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских (память 28 июня (11 июля н. ст.)).

Вскоре после расстрела владыки Серафима были арестованы и священномученики Алексий (Никитский) и Симеон (Кулямин). Как следует из материалов допросов священномучеников, в вину им обоим ставилось, среди прочих обвинений, близкое знакомство с митрополитом Серафимом.

10 июня 2007 года, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, М.Ю.Кеслером храму была подарена икона священномученика митрополита Серафима (Чичагова), написанная к освящению храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово в 2007 году.

На фото слева - дом в Удельной, в котором жил владыка Серафим.

Сегодня в Удельной священномучеников Алексия и Симеона вместе со священномучеником митрополитом Серафимом и преподобномученицей Севастианой по праву считают небесными покровителями Троицкого храма. Благодаря подвигу их веры и их молитвенному заступничеству храм был спасен от поругания в советские годы (Полностью жития Удельнинских новомучеников см. в разделе "Новомученики").

В годину гонений удельнинский храм сделался средоточием Православия для огромного района, собирая тысячи людей на праздничные богослужения. Множество церквей в те годы были закрыты или разрушены, а уцелевшие действующие храмы, в которых продолжались богослужения, становились островками духовной жизни и подлинного христианского благочестия.

В то непростое время многие верующие люди, вынужденные по разным причинам покидать свои родные места, стремились поселиться рядом с храмом, где еще совершалась служба. Так с Троицким храмом в Удельной оказалась неразрывно связанной уникальная судьба семьи Капалиных, приехавших в поселок в 30-х годах ХХ века. Все четверо сыновей Михаила Герасимовича и Марии Алексеевны (ныне схимонахиня Мария) стали священнослужителями: митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архимандрит Василий, протоиерей Николай родились и выросли в Удельной. «Большое духовное значение для нас имел храм в Удельной в честь Святой Живоначальной Троицы, - пишет митрополит Калужский и Боровский Климент в своей автобиографической книге «Возрастание в вере». - Этот храм небывалой красоты был построен в 1897 году по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца… Храм находился в десяти минутах ходьбы от нас, он являлся нашим вторым домом, а его прихожане – нашей большой семьей. Там нас все знали и всегда в трудные моменты помогали». По воспоминаниям Владыки, в те годы даже в простой воскресный день храм так заполнялся народом, что уже в начале Литургии в него нельзя было войти. Люди молились на крыльце и слушали службу у открытых окон.

На фото: приезд митрополита Николая (Ярушевича) (ок. 1960 г.?),  митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (1982, среда Светлой седмицы); визит делегации Коптской Церкви (1958).

В доме Капалиных в те годы часто бывали священники, служившие в Троицком храме, - протоиереи Владимир Маркин и Николай Пташинский. Приезжали из Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Тихон (Агриков), архимандрит Варнава (ныне митрополит Чебоксарский и Чувашский), архимандрит Сергий (Петин), иеромонах Власий (Перегонцев), ныне архимандрит, служивший в то время в Сибири, студент Московской духовной семинарии Николай Старинский (ныне архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим), протоиерей Владимир Ганин.

На фото: митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий с мамой, братом и племянником. Удельная, 2007 г.

В период с 1948 по 1963 гг. настоятелем Троицкого храма в Удельной и благочинным округа был протоиерей Иоанн Соболев, в дальнейшем - протопресвитер, настоятель патриаршего Богоявленского Елоховского собора (на фото третий слева, в первом ряду).


В 60-е – 90-е годы настоятелями храма были: протоиерей Василий Холявко, протоиерей Василий Брылёв, протоиерей Анатолий Глазунов, протоиерей Дамиан Круглик, архимандрит Иосиф (Пустоутов), протоиерей Владимир Бушуев. В храме служили: протоиерей Александр Сахаров, протоиерей Виталий Турбин, протоиерей Валентин Шацкий, протоиерей Петр Белокрылов, протоиерей Владимир Словашевич, протоиерей Глеб Афанасьев, игумен Пантелеимон (Лебедев), протодиакон Михаил Павлович Розанов, протодиакон Николай Хмылов.



В течение семнадцати лет, до самой своей кончины, в Троицком храме служил протоиерей Виктор Шиповальников († 2007 г.). Пройдя в годы гонений через лагеря и ссылки, Промыслом Божиим отец Виктор на протяжении девятнадцати лет являлся хранителем дивеевских святынь: иконы Божией Матери «Умиление» и личных вещей, принадлежавших преподобному Серафиму Саровскому. В 1991 году отец Виктор передал эти святыни Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.  Имя отца Виктора упоминает А.И. Солженицын в своем знаменитом романе «Архипелаг ГУЛАГ».

В советские годы, несмотря на сопротивление властей, на территории храма удалось возвести новые постройки. В 1970-х годах, при старосте храма М.П. Рогачеве, на территории Троицкого храма был построен новый дом причта с крестильным храмом (архитектор В.Ю. Кеслер). Храм был освящен в 1980 году в честь Иоанна Крестителя.



 Летом 1988 года, в год празднования 1000-летия крещения Руси, состоялось освящение скульптуры Христа, выполненной скульптором Ю.П. Колесниковым. Скульптура была установлена на постаменте от надгробного памятника Ф.М. Дмитриева (1829-1882) – первого русского директора Раменской ткацкой фабрики. Своей активной деятельностью по развитию текстильного производства, а также мероприятиями по улучшению условий труда и жизни рабочих Федор Михайлович заслужил уважение к себе народа и был похоронен у алтаря Троицкой церкви в Раменском. В 1888 году  для его могилы известным скульптором М. Антокольским был выполнен надгробный памятник в виде сидящей фигуры Христа. В 1935 году, когда церковь в Раменском была закрыта, скульптура Христа сотрудниками Государственного музея архитектуры была перевезена в Москву и в настоящее время находится в Донском монастыре. Позднее, разрушающийся, опустевший постамент от надгробия был перевезен из Раменского на территорию Троицкой церкви в Удельной, что фактически спасло его от окончательного уничтожения. Здесь памятник обрел вторую жизнь.

На фото справа: М.П. Рогачев и Ю.П. Колесников (справа).

В 1988 году, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в Троицком храме началось строительство нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. Проект был выполнен архитектором А.Л. Смышляевым. 4 декабря 1988 года состоялась закладка первого камня в основание нового алтаря. В связи с изменившейся в стране экономической ситуацией строительство придела затянулось. Первое богослужение в новоустроенном приделе состоялось 10 декабря 2000 года.


 

К освящению нового придела протоиерей Виктор Шиповальников пожертвовал храму иконы: «Преподобный Серафим» с частичкой мантии, «Преподобный Серафим, молящийся на камне», список иконы Божией Матери «Умиление». Отцом Виктором также были пожертвованы в храм два напрестольных Евангелия и набор евхаристических сосудов. Прихожанин храма художник А.Удачин передал в храм написанный им поясной образ преподобного Серафима.

Среди множества древних и новообретенных святынь Троицкого храма наиболее почитаемыми являются: иконы Божией Матери «Казанская», «Почаевская», «Владимирская», «Взыскание погибших», «Скоропослушница», иконы Святителя Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона, икона равноапостольного великого князя Владимира с частицами мощей святых, икона преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии.

Особая история связана с находящимся в иконостасе Никольского придела образом святителя Николая Чудотворца на камне (с житием). Среди дачевладельцев, принимавших деятельное участие в постройке Троицкой церкви в Удельной, значится имя Федора Константиновича Клепикова. Будучи мальчиком, он нашел каменную икону святого Николая Чудотворца и принес ее отцу. Отец объяснил маленькому Федору, что человек, нашедший икону, должен сделать в жизни что-то значительное, чтобы об этом с благодарностью вспоминали потомки. Федор дал обет, что, когда вырастет, построит церковь. Свой обет Федор исполнил, а икону пожертвовал в новый храм.

Пользуется почитанием прихожан недавно обретенная новая святыня – икона священномучеников Алексия и Симеона Удельнинских. В этом можно усмотреть еще одно дивное знамение непрекращающейся благодатной жизни Церкви.

Приход Троицкого храма в поселке Удельная живет уже более века и в наше время продолжает активно развиваться. Сегодня деятельность прихода многообразна. Большое внимание уделяется воспитанию и образованию детей: при храме действует воскресная школа. Литературно-музыкальные программы, подготовленные детьми к церковным праздникам, неизменно становятся значимым и радостным событием в жизни прихода. При храме проводятся концерты духовной музыки, организуются экскурсии в музеи, учащиеся воскресной школы с прихожанами ездят в паломнические поездки по святым местам.

На приходе действует библиотека. По субботним дням в помещении библиотеки устраиваются внебогослужебные встречи со священниками храма. Здесь же проводятся огласительные беседы перед Крещением. При библиотеке действует постоянная духовно-краеведческая экспозиция, посвященная истории храма.

Храм окормляет школу-интернат, детский дом, Совет ветеранов и воинскую часть, расположенные на территории поселка. Приходом оказывается посильная благотворительная помощь нуждающимся.

  

Троицкий храм поселка Удельная является объектом культурного наследия федерального значения.

В период с 21.08.1998 по 16.11.2005 г. Троицкий храм поселка Удельная являлся подворьем Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря г. Коломны.

Использованные источники и литература:

  1. Документы и материалы из архива Троицкого храма, а также личных архивов Т.Л. Федоровой-Синеоковой, М.П. Рогачева, О.С. Колесниковой, М.Ю. Кеслера, свящ. В.Суворова.
  2. Московские церковные ведомости. - 1897. - № 25. - С. 340.
  3. Из постановлений Священного Синода от 13 марта 2002 г. // Московские епархиальные ведомости. - 2002. - № 3-4. – С. 5.
  4. Житие священномучеников Алексия (Никитского) и Симеона (Кулямина) // Московские епархиальные ведомости. – 2002. - № 5-6. - С. 41-42.
  5. Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь. - Тверь, 2008. - С. 512-514.
  6. Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). – М.: Изд-е Сретенского монастыря, 2003.
  7. Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский. Возрастание в вере. – Калуга, 2009.
  8. Алексий, иерод. Троицкий храм в Удельной // ЖМП. - 1989. - № 8. - С. 26.
  9. Федорова-Синеокова Т. Окрест. Москвы. Удельное. – Жуковский, 2005. – С. 16-17.
  10. Пэнэжко О., прот. Бронницкий уезд. Храмы Раменского района. – Владимир, 2004. – С. 87.


* Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский; † 1898г.)

 
 
 
 
 
 
 

Официальный сайт Троицкого храма поселка Удельная
Раменского района Московской области Московской епархии
Русской Православной Церкви.