Новомученики

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ АЛЕКСИЯ (НИКИТСКОГО) И СИМЕОНА (КУЛЯМИНА), НОВОМУЧЕНИКОВ УДЕЛЬНИНСКИХ

 

 

Фильм канала "СПАС":  https://youtu.be/x4MWMeK9yWE

Священномученик Алексий родился 6 марта 1891 года в селе Михалево Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Михаила Никитского. В 1906 году окончил Донское духовное училище, в 1912 году – Московскую Духовную семинарию и стал учителем начальной школы в Балашихе. 5 декабря 1913 года он был рукоположен во священника к храму Рождества Христова села Михалево на место умершего отца. В начале 1918 года отец Алексей был призван в тыловое ополчение Красной армии. В армии он служил рядовым в городе Бронницы при губернском конском запасе. Его обязанностью было ухаживать за лошадьми. Потом отца Алексея перевели в строительный отряд, где он работал конторщиком. После этого он работал на Ходынке в Москве в Управлении по снабжению воздушного флота в качестве телефониста. В 1921 году после демобилизации отец Алексей подал прошение в Московскую епархию о назначении на приход священником. В марте 1922 года он был определен священником к Троицкому храму в поселке Удельная Раменского района, где и прослужил до дня ареста.

В 1929 году у отца Алексия как лишенного избирательных прав отняли дом. Притеснения служителей Церкви со стороны советской власти в это время выражались и в непосильном налоге как на них самих, так и на общины, которые должны были платить налог за использование здания церкви. Сумма налогооблажений была такой высокой, что выплатить ее стоило большого труда и самопожертвования. И священноначалие, и рядовые пастыри писали заявления с протестом против фактического ограбления верующих. Делали такие заявления и служители Троицкой церкви в поселке Удельная. Одно из таких заявлений они сделали в 1937 году после того, как районный финансовый отдел в несколько раз по сравнению с предыдущим годом увеличил налог с дохода причта. Сотрудники НКВД произвели негласное следствие в отношении священнослужителей Троицкого храма, результатом чего стал их арест, который произошел 26 января 1938 года.

Первый раз следователь допросил священника 30 января. На следующий день допрос был продолжен.

– Где вы писали ваше заявление о снижении налога и какую цель вы преследовали данным заявлением? – спросил следователь.

– Я данное заявление о снижении налога писал сам лично у себя на квартире в 1937 году. После я это заявление принес в церковь, где к нему, после окончания службы, подписались Львов, Жуков и Кулямин, подписывались они в алтаре. Цели у нас никакой не было, но мы в заявлении просили только снизить нам налог, каковой нам не под силу было внести. Данное заявление мы писали согласно указания районного финансового инспектора Панкова.

– Следствию известно, что вы 2 мая 1937 года собирались на квартире митрополита Чичагова¹, где обсуждали контрреволюционные вопросы. Какие вопросы вы обсуждали и с кем?

– Я действительно 2 мая 1937 года был на квартире митрополита Серафима в поселке Удельная, но я был им приглашен, чтобы отслужить молебен... После молебна я выпил стакан чаю, и мы все из квартиры Чичагова ушли по своим квартирам... Митрополит Чичагов на Рождество и Пасху всегда приглашал нас отслужить у него на квартире молебен, так как по старости посещать церковь он не может... Я никакую контрреволюционную агитацию среди верующих против мероприятий советской власти не вел и против налогов и займов не выступал... В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю... Я, будучи священником удельнинской церкви, только выполнял свои обязанности как священник.

6 февраля состоялся последний допрос.

–...Следствию известно, что вы вместе с диаконом Куляминым вели агитацию среди верующих за незакрытие церквей.

– Я никакой с диаконом Куляминым агитации среди верующих не вел, и в отношении незакрытия церквей вопрос нигде не ставил, и ни с кем не говорил, и не обсуждал. 

 

Священномученик Симеон родился 1 сентября 1874 года в селе Ратмирово, которое впоследствии вошло в состав Собинского района Ивановской области, в семье крестьянина Федора Кулямина. С 11-летнего возраста Семен Кулямин поступил учеником на текстильную фабрику Собинской мануфактуры. 28 лет он работал садовником у фабриканта Лосева. В 1917 году Семен Федорович переехал в поселок Ильинское, где работал в “Центросоюзе”. В 1921 году он устроился псаломщиком в Троицкий храм в поселке Удельная Московской области, а в 1925 году был рукоположен во диакона к той же церкви. В ней он и прослужил до своего ареста 26 января 1938 года.

27 января следователь допросил диакона Симеона.

– Дайте подробные показания, в чем выражалась взаимная связь церковников поселка Удельная?

– Совместная служба в удельнинской церкви сблизила меня со священниками Сергеем Алексеевичем Львовым, Алексием Михайловичем Никитским, Ленинградским митрополитом Серафимом (Чичаговым), а также с активными церковницами... Взаимная связь выражалась в том, что мы, как наиболее религиозно-убежденные верующие люди, прилагали все усилия к тому, чтобы сохранить удельнинскую церковь, не допустить ее закрытия и распространять среди населения религиозные убеждения – не допустить отмирания христианского вероисповедания.

–...Дайте показания о священнике Никитском Алексее Михайловиче.

– Священника удельнинской церкви Алексея Михайловича Никитского я знаю как человека глубоко религиозно-убежденного... По социальному происхождению из семьи священника, неоднократно излагал мне свои недовольства против гонения на Церковь, служителей культа...

– Дайте показания о нелегальных сборищах церковников на квартире Жилкиной.

– О нелегальных сборищах в квартире Жилкиной я показать не могу, так как о них не знаю...

1 февраля состоялся следующий допрос.

– Следствию известно, что вы совместно с другими церковниками удельнинской церкви 2 мая 1937 года на квартире бывшего митрополита Чичагова принимали участие в проводимом собрании по обсуждению сталинской конституции?

– Да, я действительно 2 мая 1937 года был на квартире бывшего митрополита Серафима, со мной еще были три человека... Все мы собирались по приглашению митрополита, у него на квартире служили молебен в честь Пасхи, и собрания никакого не проводилось на квартире, и в этот момент сталинская конституция нами не обсуждалась...

–...Дайте ваши показания о вашей контрреволюционной деятельности.

– Я контрреволюционную деятельность не проводил и не провожу, а также я никаких агитаций против советской власти не производил...

 

Все время непродолжительного следствия арестованные священник и диакон провели в Таганской тюрьме в Москве. 16 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила их к расстрелу. Священник Алексий Никитский и диакон Симеон Кулямин были расстреляны 28 февраля 1938 года и погребены в общей безвестной могиле. Перед расстрелом в этот же день фотограф Таганской тюрьмы сфотографировал их, чтобы при проводимых в это время массовых расстрелах палач не ошибся.

  

 

Священномученики Алексий и Симеон были реабилитированы 30 мая 1958 года.

Имена священномучеников Алексия (Никитского) и Симеона (Кулямина) были включены в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 марта 2002 г. (См.: Из постановлений Священного Синода от 13 марта 2002 г. // Московские епархиальные ведомости. - № 3-4, 2002. – С. 5).

Память священномучеников Алексия и Симеона совершается в день их мученической кончины 15 (28) февраля, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Находящаяся в храме икона новомучеников Удельнинских была написана и передана в дар храму иконописцем П. Гавриченковым.


Источники, использованные при составлении жития: ГАРФ. Ф. 10035. Д. № 54393.

Житие опубликовано: Московские епархиальные ведомости. - № 5-6, 2002. - С. 41-42.

 

Примечания:

¹ Недалеко от станции Удельная в 1934 году поселился митрополит Серафим (Чичагов), вышедший к этому времени по болезни на покой. В ноябре 1937 года он был арестован. Прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и на машине “скорой помощи” доставлен в Таганскую тюрьму. 11 декабря он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Прославлен в лике священномучеников на Архиерейском Соборе 1997 года.

 

В 2007 году М.Ю. Кеслером храму была подарена икона сщмч. Серафима (Чичагова), написанная к освящению храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово.

Подробнее о священномученике митрополите Серафиме см: "Митрополит Серафим (Чичагов): личность и наследие".

 

 А также в фильме канала "СПАС":

 https://rutube.ru/video/3daacc3dca52cf31c7fe60b30f730ed7/

10 декабря 1937 года были арестованы келейницы владыки Серафима – монахини Вера (Втюрина) и Севастиана (Агеева-Зуева), проживавшие в Удельной с владыкой Серафимом. Удивительна их судьба: ордер на арест был выдан только на монахиню Веру, но мать Севастиана добровольно последовала за своей духовной сестрой. В лагере в 1938 году она умерла, а мать Вера, отбыв в заключении пять лет, вышла на свободу и скончалась в 1961 году. В 2005 году монахиня Севастиана была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских (память 28 июня (11 июля н. ст.)).


Преподобномученица монахиня Севастиана (Агеева-Зуева Стефанида Харитоновна, +11.07.1938)

Преподобномученица Севастиана родилась 20 ноября 1872 года в селе Старо-Иванцево Лукояновской волости Арзамасского уезда Нижегородской губернии в семье крестьян Харитона Никитича и Минодоры Абрамовны Агеевых-Зуевых и в крещении была наречена Стефанидой.

В 1892 году Стефанида поступила послушницей в Воскресенский Федоровский монастырь Владимирской епархии и с 30 мая этого года проходила послушание на кухне. В 1915 году игуменией монастыря была назначена монахиня Арсения (Добронравова). В 1924 году она приняла на жительство вернувшегося из ссылки митрополита Серафима (Чичагова), который прожил в обители несколько лет, пока не получил назначение на Санкт-Петербургскую кафедру. Митрополиту в это время было семьдесят два года, и в помощь ему по хозяйству игумения Арсения отпустила двух монахинь, одной из них была Стефанида, постриженная к тому времени в мантию с именем Севастиана.

В 1933 году митрополит Серафим был уволен за штат и поселился в частном доме в поселке Удельное вблизи Москвы, куда за ним последовали и помогавшие ему монахини Севастиана и Вера (Втюрина). 30 ноября 1937 года митрополит Серафим был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве; 7 декабря того же года тройка НКВД приговорила его к расстрелу, и 11 декабря 1937 года он был расстрелян.

10 декабря 1937 года были арестованы монахини Севастиана и Вера, продолжавшие жить в том же доме в поселке Удельное. В тот же день состоялся допрос.

– Чем вы занимаетесь в данное время и на какие средства существуете? – спросил монахиню Севастиану следователь.
– С 1927 года я нахожусь без определенных занятий. Средством к существованию служили приношения, получаемые от почитателей митрополита Серафима Чичагова.
– Вы являетесь почитательницей Серафима Чичагова?
– Да, я являюсь почитательницей митрополита Серафима Чичагова, у него я несла послушание.
– Назовите всех известных вам почитателей митрополита Серафима Чичагова.
– Митрополит Серафим Чичагов имеет большое количество почитателей, но их имена и фамилии мне неизвестны. К нему на квартиру ходило много духовенства, монашества, а также мирян за получением различных советов, а также и для духовного общения с ним.

Следователь спросил, совершал ли митрополит Серафим в своей квартире богослужения и кто на них присутствовал. Монахиня Севастиана ответила, что митрополит совершал богослужения, на которых присутствовала она вместе с монахиней, помогавшей митрополиту, и другие его почитатели, но имена их ей неизвестны.

Монахиня Севастиана была неграмотна. Следователь зачитал ей протокол допроса, и она поставила под ним оттиск большого пальца правой руки. В течение нескольких дней следователь допросил дежурных свидетелей, – председателя Удельнинского сельсовета и работника поселкового совета, которые и подписались под соответствующими показаниями.

20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила монахиню Севастиану к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Монахиня Севастиана (Агеева-Зуева) скончалась в Бамлаге на Дальнем Востоке 11 июля 1938 года и была погребена в безвестной могиле.

По материалам книги: «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь». Тверь. 2008. С. 512-514.

 

Справка: Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (п. 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

 

 
 
 
 
 
 
 

Официальный сайт Троицкого храма поселка Удельная
Раменского района Московской области Московской епархии
Русской Православной Церкви.